Главная - Новости - Наука и образование - Педагогика -

Учитель Михаил Щетинин: людям важно жить настоящим

Навигация
Автомобили Бизнес и финансы Домашний очаг Интернет Компьютеры Культура и искусство Медицина и здоровье Наука и образование Непознанное Новости и СМИ Общество и политика Отдых и развлечения Производство Работа и заработок Спорт Справки Товары и услуги Юмор
Реклама
EXPO.pallad.ru - Выставки в России и зарубежом. Только самая свежая информация!
Всё о полиграфии на одном сайте

Учитель Михаил Щетинин: людям важно жить настоящим

Сегодня учитель продолжает заниматься педагогикой без насилия, педагогикой сотрудничества.

Когда в зал входит Михаил Щетинин в сопровождении своих друзей, зал встречает директора авторской школы аплодисментами. Неподдельный интерес к знаменитому педагогу, директору соборной русской школы, как теперь называют щетининское детище, проявили директора школ, преподаватели, психологи, учителя, студенты, родители и координаторы образования Хабаровска.

Вспоминаю, как в 80-х годах прошлого столетия активно и много говорили об авторе школы будущего, школы ХХI века Михаиле Щетинине. А потом это имя ушло со страниц газет, словно затерялось в ветрах перестройки. Сегодня учитель продолжает заниматься педагогикой без насилия, педагогикой сотрудничества.

Что мы знаем о Щетинине? Что в его школе в Текосе конкурс по зачислению в школу доходил до тысячи человек на место: к Щетинину привозили детей из всех уголков страны, и по составу она была всегда многонациональной. Что ученики к 14-15 годам осваивают полный курс средней школы, а потому переходят на изучение программы высшей школы (школа является еще и филиалом нескольких вузов и факультетов, 134 ученика стали студентами Армавирского пединститута). Но главное, что ученики к этому возрасту подготовлены к взрослой жизни. В авторской школе Щетинина не взимают плату за обучение, проживание, пользование коммуникациями - школа находится на самофинансировании и автономном обеспечении: владеет большим подсобным хозяйством, включая цех при цементном заводике, лесопилку, озеро, где ученики осваивают рыборазведение и много еще чего. Мысли учителя хочется записывать и повторять другим, как урок.

О родине

- Все отличается одно от другого, - говорит Михаил Петрович. - Текос весь живет Россией, все у нас - Россия. Чем надо дорожить, так Россией. Родители, учителя спрашивают ребенка: "Ты где живешь?" И это непростой вопрос. Ребенок отвечает: "В России". А что такое Россия? Страна. Стран много. Они разные. Чем Россия отличается от других стран? Чем она особенная? И мы отвечаем: "Я и мир одно" - это у Толстого. Для нашей школы родина - это все. Родина как образ жизни, отраженный в генах, образ жизни, идущий из тысячелетий, из веков. И это главное, что детям нужно для психического здоровья - чувствовать себя дома. На своей родной земле, чтобы звучали их родные песни.

Мне рассказывали, как одному корейцу стало плохо в самолете, потому что он не мог поверить, что вот уже восьмой час он все летит над одной страной. Какая у нас родина, какие у нас отцы, сколько у них было терпения и умения, что смогли организовать такое пространство, где столько много проживает народов, где все разности сложились, слюбились, срослись и живут сообща. Какое это чудо - Россия.

Еще наша школа отличается бережным, внимательным и сосредоточенным отношением к слову. Слово - это серьезно. Потому и славяне, потому что самим словом, самой азбукой славили бога. Мы к слову относимся как к главному произведению человека, если считать, что в нем, в слове, есть мысль. И понимать, что мысль это не просто информация, а соборная информация, направленная на общее благо.

Смотрим слово "мыслить", разбираем из чего оно состоит. "Мы" - означает как единоустремленные, "с" - знак, соединяющий небесное с земным, и "лить" - изливать любовь твердо. Когда входишь в глубину языка, в волшебную ткань его, то душа отзывается: "Какое счастье!". Как прав был Гоголь, говорящий "Возблагодарите Бога только за то, что вы русские".

О способностях учеников

Людям важно жить настоящим. Не со сдвигом в сторону и не на потом, а прямо сейчас

Меня удручает то, что происходит в российской школе (перегрузка ученика, неуважение учителя к ученику названы самыми серьезными проблемами российской школы. - Авт.). В первый класс дети приходят с одним уровнем психического здоровья - 30 процентов больных детей, а третий класс заканчивают уже при показателе 60 процентов психически больных. Это очень тревожно. Только эти цифры, только этого наблюдения достаточно, чтобы остановиться и задуматься. Осмыслить все. А правильно ли мы живем? И все ли в порядке с психикой у нас, взрослых, если дети, входя в социальную среду, становятся безумными? Что происходит с ними? Почему дети раннего возраста, взрослея, теряют умственные способности и адекватность? Что этому можно противопоставить? Сегодня в большинстве школ ученика не спрашивают, его тестируют, его загоняют в рамки ЕГЭ. И почему ЕГЭ предполагает только один ответ? Почему один ответ только правильный? Им, детям, думать надо, искать много ответов, думать о самих себе, выяснять, чем они интересны.

Об истории

Историю можно понять только сердечно. И когда дети изучают историю, не просто листая учебник, а переживают, и сердечно вслушиваются, и любят то, что было, они становятся большими. И тогда вопрос к ребенку, сколько тебе лет, приобретает другое значение и выводит на другое исчисление - не семь, не десять ему лет, а бесконечно больше.

И я уверен, придет президент, и будет указ, и будет дума, и будет думать, и в паспорте снова будет записана национальность, как принадлежность к роду-племени. Если я принадлежу к роду Щетининых, то я уже отвечаю за весь род, я хочу понять, откуда я. Если лист не принимает, не наследует все древо жизни, он же ведь угаснет.

Не надо бояться нацию - ее любить надо. Если мы национально, исторически выстроены, мы знаем корни, мы крепки, устойчивы. А если этого нет, если мы теряем национальные корни, мы теряем Россию. Мы превращаемся в никакое государство. И с этого начинается безумие как потеря себя.

Нация - это гены. А гены - это образ жизни, выстроенный бесконечным числом веков. Где выстроенный? Во Вселенной. И поэтому опыт жизни во Вселенной, который передается из поколения в поколение, это и есть нация. Это особенность, это та индивидуальность, без которой­то и личности нет. Нация - это соборная личность. Если ребенок является частью национального начала, то он представляет себя уникальностью, рожденной от бесконечного числа веков. Тогда какая перед нами глыба. Сколько ему лет?

Вспоминаю строки:

- Облачко рвется в просинь.

- Сколько тебе лет?

- Восемь.

- Скол ько веков?

- Не счесть.

И слова Корчака: "То не дети плачут, то плачут столетия" - о том же. Если учитель относится к ребенку как части его народа, то ребенок, чувствуя это, начинает работать как личность.

О народе

Чтобы быть народом, нам надо хорошо поработать. Потому что социум и народ - это не одно и то же. Общество и народ не надо путать. Общество - это временное объединение людей, собравшихся для удовлетворения каких­то возникших потребностей в данном месте и в данном времени. Общество выбирает лидера и существует. А народ живет без лидера. Живет своим образом жизни. Он един стремлением к истине, стремлением к тому образу абсолютной гармонии единства друг с другом и с природой. По воле Всевышнего.  Народ прописывает себя в жизни через язык, песни, танцы, сказания, культуру. Мы говорим народ - это дух. Народом не надо сверху управлять - он самоорганизуется. С ним очень легко. Как легко нам с детьми, когда они - народ. Поднять в наших глазах, в глазах учителей ребенка, пересмотреть наше отношение к нему как к примитивно малому, которому еще рано. Он от зачатия уже большой. И в нем уже знания. Знания космические, вселенские.

О настоящем

Ребенок происходящим живет крупнее, чем мы, взрослые. Людям важно жить настоящим. Не "доживем до понедельника", не со сдвигом в сторону и не на потом, а прямо сейчас. Чувство происходящего прямо сейчас - это совесть. Весть, которая происходит от соединения небесного с земным того, что происходит здесь и сейчас, с тем, что происходило всегда.

Дети не могут жить в деструктивности. Они хотят жить в целостности, гармонии, любви. И это путь спасения их психики. Они должны понимать, что именно происходит всюду. И что изменяется всюду, если они себя ведут не по совести. Не потом "когда вырастешь, поймешь", а сейчас.

Ольга Акстинас

Источник: Российская Газета

Раздел: Наука и образование - Педагогика

Новости по теме

Самые дешевые автомобили по мнению BusinessWeek

Сейчас автомобилестроители настроены на производство машин стоимостью менее 10 000 долларов,...

Новый раунд переговоров ЕС и Ирана пройдет через две недели - СМИ

... переходит от научно-исследовательской стадии обогащения урана к промышленному производству ядерного топлива.

На запрос депутата по запуску опасного химпроизводства в Новосибирске ответят после майских праздников

... московская промышленная группа "Алсико-Агропром" пытается развернуть производство, хранение и реализацию ядохимикатов на базе новосибирского ОАО "...

Беременна? "Не оглядывайся"!

Просмотр фильма ужасов малазийского производства Don't Look Back опасен для здоровья беременных женщин и пациентов...

Мошенники изобрели отмычку к бюджету

... товара очень трудно проверить, а признаков хозяйственной деятельности при производстве интеллектуальной собственности может и вовсе не быть.

Желтые субмарины

... предназначены для стрельбы управляемыми противолодочными торпедами или универсальными торпедами японского производства. На вооружении Японии есть три подлодки типа "Юсио...

Концепт Cross Coupe Quattro. Предтеча Audi Q5

... и изнутри больше похож на готовый к серийному производству автомобиль, чем на концепткар.

Подведены итоги работы ООО <КЛМЗ> за девять месяцев 2006 года

... миллионов 373 тысяч до 165 миллионов 72 тысяч рублей. Производство запасных частей к котельному и насосному оборудованию увеличилось с 29...

Область делает ставку на кирпич

В Новосибирской области необходимо развивать производство высокомарочного, облицовочного кирпича, полагает Анисимов. "Наша...

Первый раунд российско-японских консультаций с целью заключения соглашения о сотрудничестве в области мирного атома нача...

... создание на территории России совместных предприятий по производству оборудования для атомной энергетики, сотрудничество в строительстве АЭС на...

Лукойл ведет переговоры о разработке нефтетитанового месторождения

... что освоение Ярегского месторождения позволит решить проблему сырья для производства пигментного диоксида титана, металлического титана и других продуктов его...

ГК Комтех разрабатывает производственную стратегию до 2012 г.

... трубных станов. <В том числе, мы начнем производство сварной нержавеющей трубы.

Чавес национализировал все нефтяные месторождения Венесуэлы

... здесь составляют 600 тыс. баррелей в сутки из общего производства Венесуэлы в 3,3 млн. баррелей в день...

Липецк рассматривает проекты региональных ОЭЗ промышленно-производственного типа

... завод металлических конструкций и медицинские заводы по производству антибиотиков. За шесть лет тербунцы рассчитывают привлечь еще 20...

Митталы продолжат экспансию

Кроме того, заключен договор о строительстве металлургического производства в индийском штате Орисса. "Если они "накроют...

EXPO.pallad.ru - Выставки в России и зарубежом. Только самая свежая информация!
Время генерации страницы: 0.002 сек.
FITNESS.pallad.ru - Портал про спорт, здоровье и красоту
Поиск по каталогу