Главная - Новости - Работа и заработок -

Занятость населения в Дагестана: проблемы и перспективы

Навигация
Автомобили Бизнес и финансы Домашний очаг Интернет Компьютеры Культура и искусство Медицина и здоровье Наука и образование Непознанное Новости и СМИ Общество и политика Отдых и развлечения Производство Работа и заработок Спорт Справки Товары и услуги Юмор
Реклама
EXPO.pallad.ru - Выставки в России и зарубежом. Только самая свежая информация!
Всё о полиграфии на одном сайте

Занятость населения в Дагестана: проблемы и перспективы

... численности занятого населения, а также населения, не имеющего работы или заработка (дохода) и нуждающегося в трудоустройстве,...

Еще в начальный период становления в Российской Федерации рыночных отношений в нашем обществе появилось до тех пор незнакомое понятие - безработица. Причем, если до 1991 года Конституцией СССР гарантировалось право граждан на труд, то в последующем государство лишь содействует в обеспечении занятости населения. В целях определения правовых, экономических и организационных основ государственной политики занятости населения, в том числе направленных на социальную защиту граждан от безработицы, 19 апреля 1991 года был принят Федеральный закон "О занятости населения в РСФСР".

Как известно, обеспечение занятости населения и развитие рынка труда выступают одними из главных факторов социально - экономического развития. При этом достижение объективно возможной занятости населения представляет собой достаточно сложный и многогранный процесс, требующий значительных усилий как со стороны общества в целом, так и, в первую очередь, со стороны самих граждан, нуждающихся в трудоустройстве.

Состояние занятости населения в Республике Дагестан на всех этапах экономического развития обуславливалось складывавшимся на протяжении последних десятилетий несоответствием в темпах создания рабочих мест и прироста численности трудовых ресурсов. Более того, с начала 90-х годов в связи с формированием рыночных отношений обеспечение занятости населения, как и во многих субъектах Российской Федерации, оказалось еще и в числе наиболее сложно регулируемых со стороны государства сфер его деятельности.

Особую напряженность эти вопросы приобрели в связи с наметившимся с середины 90 - х годов значительным спадом численности занятых граждан в экономике.

В последующем благодаря принимаемым в республике мерам по увеличению объемов выпуска продукции и услуг базовых отраслей экономики численность занятых граждан поэтапно возрастала и достигла, по предварительным данным по итогам 2006 года, почти 890 тыс. человек против 740 тыс. чел. в 2000 году и 646 тыс. чел. в середине 90 - х годов. Значительные изменения в связи со структурными преобразованиями в экономике произошли и в составе занятого населения. Так, в наиболее емком частном секторе численность работающих увеличилась с 47 -50 тыс. чел. в 1995 - 1997 годах до 400 тыс. чел. в 2000 году и 530 тыс. человек в 2006 году, достигнув почти 60 проц. общей численности занятых. Одновременно с этим за рассматриваемый период более чем в 3 раза сократилась численность работников крупных и средних предприятий, вынужденно находившихся в отпусках без сохранения или с частичным сохранением заработной платы по инициативе администрации, а также число работающих в режиме неполного рабочего дня.

Позитивное влияние на состояние рынка труда оказывает реализация федеральных целевых и республиканских программ социально - экономического развития, в рамках которых наращивается экономический потенциал и создаются новые рабочие места для трудоустройства незанятого населения.

В числе наиболее значимых программ находится Программа экономического и социального развития республики на период до 2010 года, а также принятые в рамках ее реализации отраслевые и муниципальные программы. Подтверждением этому является то, что суммарный ввод новых рабочих мест в 2006 году оценивается в 9 тыс. единиц, из которых 1,2 тыс. создано по программе развития промышленности и 6,9 тыс. рабочих мест - по сельскохозяйственным предприятиям, с учетом реализации приоритетного национального проекта "Развитие аграрно-промышленного комплекса", в том числе 3,2 тыс. рабочих мест - по Программе развития виноградарства и виноделия.

В то же время следует отметить, что непосредственно сохранение действующих и создание новых рабочих мест само по себе не решает проблемы занятости населения, поскольку для этого еще необходимо совмещение интересов работодателей, нуждающихся в рабочей силе, и граждан, ищущих работу. Реализацией указанной задачи призваны заниматься органы государственной службы занятости населения, функционирующие во всех муниципальных образованиях, возрастающая с годами результативность деятельности которых приводит к растущей востребованности в ее услугах у граждан.

Так, за период с 2000 по 2006 год число граждан, обратившихся в органы службы занятости в поисках работы, возросло более чем в 2 раза (с 62 тыс. чел. до 142 тыс. чел.). При этом за последние 2 года содействие в трудоустройстве оказывается 85 - 89 тыс. чел. против 40 - 42 тыс. чел. в 2000 - 2001 годах. Среди основных направлений содействия трудоустройству в первую очередь можно назвать заполнение свободных рабочих мест и вакантных должностей, заявляемых работодателями в службу занятости, на которое приходится до 35 проц. общей численности трудоустроенных граждан.

Помимо трудоустройства граждан на постоянной основе, одним из приоритетных направлений в обеспечении занятости населения является организация общественных и временных работ, среди главных видов которых можно отметить привлечение безработных граждан к сезонным сельхозработам - это посадка, уборка сельскохозяйственных культур и сенокос, закладка и уход за садами и виноградниками, сортировка и консервирование плодоовощной продукции.

Причем объемы организуемых общественных работ постоянно возрастают: 2000 год - 20 тыс. чел., 2004 год - 30 тыс. чел., 2006 год - 37 тыс. человек.

Принимая во внимание отсутствие, особенно в сельской местности, достаточного количества постоянных рабочих мест для граждан, ищущих работу, обеспечивается содействие в их временном трудоустройстве за пределами Дагестана, в том числе в Ставропольском крае, Ростовской, Саратовской, Волгоградской, Московской областях и в других регионах. При этом содействие в трудоустройстве оказывается на основе договоров, заключаемых органами службы занятости с предприятиями и организациями.

Наряду с этим, в целях повышения гарантии трудоустройства граждан, ищущих работу, и в первую очередь молодежи, значительное внимание уделяется вопросам профессиональной подготовки и переподготовки безработных граждан по востребованным на рынке труда специальностям за счет средств государственного бюджета. В частности, если еще в 2002 году на профессиональное обучение службой занятости было направлено 2,5 тыс. зарегистрированных безработных граждан, в 2004 году - 5,4 тыс. чел., то в 2006 году обучение проходило уже 10,5 тыс. чел. по более чем 70 профессиям, в том числе с обучением непосредственно на рабочих местах промышленных предприятий с последующим гарантированным трудоустройством их на этих же предприятиях.

В целом же на фоне общего улучшения финансово - экономического положения отдельных предприятий и повышения спроса работодателей на рабочую силу принимаемые меры позволили сохранить численность зарегистрированных безработных граждан, состоящих на учете в органах службы занятости населения Республики Дагестан в 2002 - 2006 годах, в пределах 54 - 55 тыс. чел. против двух - трехкратного роста данного показателя во всех субъектах, входящих в Южный федеральный округ. В результате, если еще в 2002 - 2003 годах республика по уровню регистрируемой безработицы опережала практически все регионы ЮФО и входила в пятерку территорий с максимальным уровнем безработицы в целом по Российской Федерации, то начиная с 2004 года уровень зарегистрированной безработицы в Дагестане составляет менее 5 проц. (по состоянию на 1 апреля 2007 года - 4,5 проц.), против 5,8 проц. в среднем по ЮФО, а по напряженности ситуации на рынке труда Республика Дагестан уже не входит даже в десятку субъектов Российской Федерации с высоким уровнем безработицы.

Однако, несмотря на отмечаемое улучшение реального положения дел на рынке труда, Республика Дагестан продолжает оставаться по представляемым органами государственной статистики сведениям в числе регионов с максимально высоким уровнем общей безработицы, рассчитанной по методологии Международной организации труда (далее - МОТ) и составляющей по оценке 22 - 24 проц. экономически активного населения, или 260 - 265 тысяч человек.

При этом необходимо отметить, что численность безработных граждан, определяемая расчетным путем, должна применяться лишь для оценки резерва рабочей силы, которая может быть использована при создании определенных условий для их работы (привлекательность труда, высокий заработок, удобный режим работы, близость рабочего места). В условиях же Республики Дагестан, равно как и в других республиках Северного Кавказа с высокой долей теневой экономики, включая и теневую занятость, методология МОТ при расчете уровня общей безработицы не позволяет получать даже с определенной долей погрешности представление о реальном положении дел на рынке труда.

В связи с таким положением и в соответствии с поручением Президента Республики Дагестан Министерством труда и социального развития РД совместно с администрациями муниципальных районов в мае - июле 2006 года проведен мониторинг с целью уточнения численности занятого населения, а также населения, не имеющего работы или заработка (дохода) и нуждающегося в трудоустройстве, по 699 сельским поселениям и поселкам.

Анализ проведенной работы свидетельствует о несоответствии реального состояния рынка труда и расчетных статистических данных по численности занятых и безработных граждан.

В частности, уточнение численности работающей части населения, проведенное с участием глав сельских поселений и поселков, показало, что из общего числа фактически занятых граждан по муниципальным районам не менее 166 тысяч человек, или около 29 проц. имеют не зарегистрированное документально постоянное занятие (доход) и соответственно остаются не учитываемыми органами статистики, а 94 тысячи человек выехали на временные работы без регистрации выезда, что также приводит к увеличению расчетной численности незанятого населения.

Анализируя состояние занятости населения на современном этапе, следует отметить и то, что использованный при оценке численности занятого населения подворный обход позволил впервые получить сведения и о структуре численности граждан, относимых при расчетах уровня безработицы к незанятым гражданам. Так, если использовать действующую методику МОТ, то по муниципальным районам к категории незанятого населения может быть отнесено около 171 тысячи человек. В то же время, как показал мониторинг, в их составе 74 тыс. составляют женщины, занимающиеся домашним хозяйством и воспитанием несовершеннолетних детей и не нуждающиеся по этой причине в трудоустройстве, и лишь 96,6 тыс. чел. - это граждане, не имеющие работы, заработка (дохода) и испытывающие потребность в рабочих местах. При этом полученные результаты свидетельствуют о том, что уровень общей (расчетной) безработицы в среднем по муниципальным районам может быть предельно оценен до 14 проц. экономически активного населения, что в принципе незначительно превышает соответствующее значение в среднем по Южному федеральному округу (11,6 проц.) против 22 проц., определяемых органами статистики по методологии МОТ в целом по Республике Дагестан.

Рассматривая другие проблемы, связанные с занятостью населения и функционированием рынка труда, следует подчеркнуть, что на сегодня актуальным, на наш взгляд, остается вопрос отнесения к занятым граждан, имеющих земельный пай или личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственную технику, используемую на сельхозработах по частным договорам, занимающихся торговлей на улице, рынках, строительством на частном подряде, откормом скота для его последующей реализации, частным извозом, т.е. занятых не всегда регистрируемыми видами деятельности, приносящими им трудовой доход. В том же числе неподдающихся сегодня учету и граждане, работающие по найму у частных лиц, - это домработницы, домашние воспитатели, репетиторы и другие. Более того, принимая во внимание, что главным критерием при определении занятости населения является наличие получаемого гражданином дохода, служба занятости неправомочна отказать в постановке на учет многим категориям граждан, чей доход на правовой основе может быть определен, как было отмечено выше, лишь по принятию федерального закона о доходах.

Немаловажное значение для развития трудового потенциала республики приобретают вопросы увеличения уровня заработной платы работающих граждан, и прежде всего в сельском хозяйстве, в бюджетной сфере с оплатой по ЕТС и других низкооплачиваемых отраслях как стимулирующего фактора повышения занятости и закрепляемости кадров.

Отказ от государственных гарантий занятости особенно негативно повлиял на положение выпускников средних специальных и высших учебных заведений. Впервые оказавшись на рынке труда, выпускники все чаще остаются невостребованными со стороны работодателей, в связи с чем данная категория населения оказывается в жестких экономических условиях, связанных с безработицей и малыми доходами. Пути решения в этом вопросе, на наш взгляд, нужно искать в пересмотре политики формирования отраслевых структур в системе образования и производства, их увязке между собой, разработке региональных программ адаптации выпускников учебных заведений на рынке труда.

В целях дальнейшего обеспечения развития рынка труда, полноты учета занятого населения, а также населения, не имеющего работы, заработка (дохода) и нуждающегося в трудоустройстве, полагали бы целесообразным принятие следующих мер: в сельской местности необходима реализация дополнительных мер по укреплению в первую очередь индивидуального сектора аграрного производства, в том числе за счет ускоренного перераспределения неиспользуемых сельхозугодий и передачи их в аренду для сельскохозяйственного использования с выдачей соответствующих свидетельств гражданам на право пользования землей; увеличению числа крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств. При этом, помимо реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса", необходимо продолжить практику поддержки фермерских и личных подсобных хозяйств за счет оказания финансовой помощи, предоставления возможности получения техники и племенного скота по лизингу.

В городской местности, принимая во внимание наличие квалифицированных кадров и достаточных производственных мощностей, позволяющих увеличить объем производимой продукции в промышленности без каких - либо значительных капитальных вложений, необходимо предусмотреть практику предоставления финансовой помощи на приобретение сырья и пополнение оборотных средств, что, как показывают расчеты, значительно выгоднее, чем вложение средств в создание новых производств.

В целях активизации государственной политики, направленной на развитие предпринимательства, предлагается на основе целенаправленной работы на местах обеспечить создание благоприятных условий для развития бизнеса путем оказания комплексной и адресной поддержки малым предприятиям по различным направлениям, в том числе информационном, обучающем, научно - техническом, технологическом, финансовом, имущественном, по оказанию целевого спектра деловых услуг и налаживанию деловых контактов и кооперации. В связи с этим, на наш взгляд, необходимо предусмотреть создание в Республике Дагестан технопарка и бизнес - инкубаторов, проведение кредитно - финансовой поддержки начинающих предпринимателей и безработных граждан, стремящихся открыть собственное дело, содействие в организации сельскохозяйственных кредитных кооперативов и развитии профессиональных гильдий предпринимателей, оказание имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства за счет передачи им в установленном порядке бездействующих площадей и мощностей предприятий. Крайне актуальны для нашей республики и вопросы развития молодежного предпринимательства за счет оказания необходимых услуг молодежи в вопросах получения различных консультаций, разработке бизнес - планов, маркетинговых услуг, ведения постоянно обновляемого реестра молодых предпринимателей, предоставления необходимых для открытия собственного дела кредитных средств.

С точки зрения эффективности использования имеющегося потенциала трудовых ресурсов, которым располагает Дагестан, большое значение имеет развитие сферы туризма и сопутствующих ей отраслей обслуживания, которые весьма трудоемки и могут обеспечивать занятость значительного числа жителей населенных пунктов, близ которых размещены рекреационные объекты. При этом, принимая во внимание, что большое число туристических объектов расположено в крайне трудоизбыточной зоне республики - в Южном Дагестане, в котором практически отсутствуют развитая производственная инфраструктура и свободные рабочие места, успешное функционирование предприятий туризма может позволить значительно улучшить положение дел с занятостью населения.

Предметом постоянного внимания и заботы должна стать подготовка высококвалифицированных кадров по рабочим специальностям. В этой связи крайне назрела необходимость реформирования системы профтехобразования, уровень подготовки специалистов в которой и получаемый выпускниками квалификационный разряд не соответствуют потребности, заявляемой предприятиями, в том числе в органы государственной службы занятости населения. В этой связи видится необходимость создания на базе имеющихся профессиональных училищ многопрофильных центров подготовки рабочих кадров, подготовки специалистов социальной сферы, предпринимателей, развития ремесленничества.

Наряду с подготовкой кадров крайне важно и принятие мер по закреплению молодых специалистов на предприятии, в том числе за счет установления им доплат, надбавок, других выплат стимулирующего характера к выплачиваемой заработной плате, льгот по обеспечению детскими дошкольными учреждениями, жильем и другими социальными гарантиями. При этом следует иметь в виду, что для выпускника крайне важно иметь длительный начальный период его работы на одном месте, так как именно он в последующей карьере и росте по должностям является практически всегда определяющим.

Многое зависит и от администраций муниципальных образований, и в первую очередь сельских районов, которые должны уделять внимание созданию необходимых, применительно к потребности своих районов, не требующих больших капитальных вложений, предприятий по производству национальных видов строительных материалов, хранения и переработки сельскохозяйственного сырья в межсезонный период, производства товаров народного потребления, организации предоставления различных видов услуг населению.

Больший акцент необходим на развитие мелких и даже единоличных видов производств и услуг, носящих характер каждодневного потребления со стороны местного населения.

Большее внимание следовало бы уделить вопросам проведения муниципального учета по единым согласованным с государственными органами формам, что позволило бы органам государственной власти и местного самоуправления располагать оперативными сведениями по показателям, характеризующим положение дел в экономике и социальной сфере по муниципальным образованиям.

В условиях отсутствия четкой методологии учета занятий граждан наиболее эффективной мерой, на наш взгляд, было бы введение в практику вышеназванного муниципального учета разработку показателей по учету доходных занятий граждан, проживающих в конкретном населенном пункте, с тем, чтобы в проводимом учете непосредственное участие могли принимать главы сельских поселений как наиболее информированные о трудовых занятиях населения на подведомственной территории.

Реализация указанных мер, на наш взгляд, позволила бы улучшить положение дел на рынке труда, совершенствовать порядок учета численности занятых и незанятых трудовой деятельностью граждан, получить наиболее полные данные о реальном положении дел на рынке труда, численности граждан, нуждающихся в трудоустройстве, с учетом перспективных программ создания дополнительных рабочих мест. При этом, безусловно, указанные вопросы могут быть успешно разрешены только при консолидации усилий со стороны органов государственной власти и местного самоуправления, в том числе заинтересованных министерств и ведомств. Со своей стороны органы государственной службы занятости населения готовы оказывать дальнейшее содействие гражданам в их трудоустройстве, профессиональном самоопределении и получении профессий, пользующихся спросом на рынке труда.

Исмаил Эфендиев,

министр труда и социального развития Дагестана

Источник: РИА "Дагестан"

Раздел: Работа и заработок

Новости по теме

Культ золота

... без сомненья, стоят технические новинки. Мобильные телефоны, флэш-карты, карманные ПК и автомобили.

Картину Пикассо "Портрет Анхеля де Сото" перед аукционом сняли с продажи

Американский суд временно приостановил продажу аукционным домом Christie's картины Пабло Пикассо "Портрет Анхеля Фернандеса де Сото", принадлежащей британскому композитору Эндрю Ллойд Уэбберу, передает Reuters...

В Германии запустили сервис загрузки мобильных карт

Раньше вся эта информация была доступна только с ПК, теперь для нее сделан мобильный интерфейс.

Короли бензоколонки

... как только Министерство по антимонопольной политике в 2004 году было реорганизовано и антимонопольный орган возглавил г-н Артемьев.

Правительство Армении компенсировало расходы армянского авиаперевозчика "Армавиа" по эвакуации людей из зоны ливано- изр...

Правительство Армении выделило 1165.00 млн. драм ($315 тыс) из резервного фонда, предусмотренного бюджетом на 2007 год, аппарату правительства с тем, чтобы компенсировать затраты авиакомпании "Армавиа"...

Экипаж МКС подтвердил, что "Прогресс" полностью "притянут" к станции

МОСКВА, 27 окт - РИА Новости. По докладу экипажа Международной космической станции (МКС), грузовой корабль "Прогресс М-...

Технология Intel(R) vProTM изменяет представление о профессиональных ПК

... технологической платформы под маркой Intel(R) Centrino(R) Duo для мобильных ПК (кодовое наименование - Santa Rosa),...

Ноутбук чуть не сжег офис Yahoo. Огонь возник в результате взрыва на 8 этаже здания

Напомним, что мобильные ПК производства Dell более других пострадали от пожароопасных батарей Sony.

Cingular запустил сервис подкастов

Однако телефон не нуждается в синхронизации с ПК. "Важно понимать, что пользователи iPod и мобильных телефонов не всегда пересекаются, - говорит Нэйгел. -...

Фетисов: Закон "О спорте" не вызвал нареканий

Там есть ряд моментов, которые все переворачивают с ног на голову. Лоббирующий этот проект глава Федерального агентства по физической культуре и спорту Вячеслав Фетисов обманул...

США будут следить за цензурой в сети

Как сообщает ресурс SYS-CON Media, в ее задачу будет входить мониторинг свободы использования интернета в других странах...

В Чечне резко выросло число ВИЧ-инфицированных

Чеченские медики крайне обеспокоены темпами распространения в республике ВИЧ-инфекции. Как сообщила главный врач республиканского центра борьбы со СПИДом Хеди Айдамирова, с начала года в регионе выявлено 140...

Jamba и MTV Networks запускают совместный сервис в Германии

... он дает пользователям возможность одновременно покупать и проигрывать музыку на мобильных телефонах и ПК. VIVA - часть местного музыкального предложения MTV и хранилище...

Женщины и случайные игроки дадут рынку мобильных игр $10млрд к 2009 году

Главную роль будут играть продукты, основанные на свойствах мобильных платформ, а не пытающиеся повторить своих консольных или ПК предшественников

"Единая Россия" продолжит работу над законом "О рекламе"

"Единая Россия" продолжит работу над новым вариантом федерального закона "О рекламе", сообщает 9 ноября газета "Коммерсантъ". Согласно разрабатываемым фракцией нововведениям, число разрешений на установку рекламоносителей...

EXPO.pallad.ru - Выставки в России и зарубежом. Только самая свежая информация!
Время генерации страницы: 0.003 сек.
FITNESS.pallad.ru - Портал про спорт, здоровье и красоту
Поиск по каталогу