... в пяти частях ("Бабий Яр", "Юмор", "В магазине",...
На фестивале к 100-летию Шостаковича прозвучала его Тринадцатая симфония "Бабий Яр" на стихи Евгения Евтушенко в исполнении Большого симфонического оркестра с Владимиром Федосеевым за пультом и Сергеем Алексашкиным в качестве солиста. Внушительная по размерам и едва ли не грандиозная по значению, звучащая в России довольно редко партитура 1962 года в пяти частях ("Бабий Яр", "Юмор", "В магазине", "Страхи", "Карьера") на тексты более чем плакатные - площадные снова не оставила публику равнодушной. Тринадцатая симфония до сих пор вызывает изумление, и в большой степени именно из-за текстов - невероятных, прямолинейных, каких-то одновременно лихих и неловких, то словно глухих к собственному звучанию (такие вот рифмы: "Страхи - старухи", "Житью - тю-тю"), то вдруг удачно укладывающихся в плотные, квадратные смысловые штабели. "О русский мой народ,/ Я знаю,/ Ты по сути - интернационален", "Он знал, что вертится Земля, / Но у него была семья", "Интернационал" пусть прогремит,/ Когда навеки похоронен будет/ Последний на земле антисемит", "Умирают в России страхи", "Это женщины России. Это наша честь и суд. И бетон они месили,/ И пахали, и косили... Все они переносили, все они перенесут".
Грандиозно-бытовые, грубо-величественные, как высеченные в скале нехитрые изваяния, слова благодаря Шостаковичу звучат симфонией, в свое время вызвавшей неоднозначную реакцию. Важно не только то, что она была под запретом, что Мравинский отказался играть премьеру, и мы до сих пор гадаем, по каким именно причинам. Важно, что ее гражданственность вызывает в том числе художественное изумление своим площадным покроем, сплавленным с изрядно софистицированной симфонической формой. И надо признать, что у Шостаковича эти тексты Евтушенко звучат едва ли не грубее, чем если читать их на бумаге, когда их собственный ритм вносит в шеренги реплик известную долю изящества. Но Шостакович абсолютно обессмертил их квадратный пафос, а сам в очередной раз сильно высказался на мучительные темы бытовым, парадоксальным в ситуации высокого искусства языком.
Слушать это все иногда жутко неловко, но партитура то отталкивает, то совершенно завораживает (как, например, хоровая псалмодия в "Страхах"), у нее поразительный, многозначный финал, какой в самом прекрасном сне мог только присниться, например, Альфреду Шнитке. И БСО снова показал, какая это удивительная вещь, Тринадцатая симфония, со своей гремучей актуальностью и неизбывным эстетическим парадоксом.
Сергей Алексашкин звучал не просто хорошо, но еще и аутентично, и Большой симфонический оркестр с хором Минина сделали все, чтобы звучание было стройным, внятным, доходчивым. Федосеев благополучно избежал совсем уж зашкаливающей напыщенности, не нагнетал тихих ужасов в медленной части ("В магазине"), не слепил, не угрожал в "Страхах" и "Карьере". Пожалуй, исполнению чуть недоставало совершенства, где-то действующие лица чуть заметно расходились, где-то не спелись, где-то соло не идеально построились. Но во всем была не грандиозность хлесткой актуальности, а по-домашнему простоватая трепетность, придавшая симфонии новый, неожиданный, трогательный оттенок.
Для специалистов агропромышленного комплекса программой выставки предусмотрены: круглый стол по вопросам реконструкции и переоснащения животноводческих...
... реалии взаимоотношений между мусульманским и немусульманским населением Великобритании. Целью выставки устроители считают привлечение внимания общественности Санкт-Петербурга к вопросам...
Организаторы "ИгроМира", первой в России масштабной выставки интерактивных развлечений, объявили о проведении в рамках мероприятия тематического...Концерт начнется в 14:00 второго дня выставки, 5 ноября, и продлится до 18.00...